Сколько стоит социальная поддержка от Путина

Послание в пользу бедных

Главное в Послании Путина — это, конечно, запуск очередного политического цикла, начинающегося с думских выборов 2021 года и завершающегося президентскими выборами 2024 года. Именно эти два события актуализировали анонс внесения изменений в Конституцию, последовавшую отставку правительства и появление нового премьера в лице Михаила Мишустина. Но Послание напрямую адресовано и экономике.

Сколько стоит социальная поддержка от Путина

фото: АГН «Москва»

Главное: это Послание самое дорогое. В буквальном смысле слова. Любопытно, кстати, что когда Владимир Путин, представляя одно из предыдущих Посланий, устроил схематическую видеодемонстрацию новейшего российского оружия, это происходило на фоне не роста, а сокращения российского военного бюджета. На этот раз все иначе. Послание имеет ярко выраженную социальную направленность. И его выполнение потребует значительного расширения государственных социальных расходов. Это и новые выплаты на детей, и поддержка образования (прежде всего учителей), и расширение финансирования самых востребованных гражданами объектов здравоохранения.

Новые социальные бюджетные расходы уже предварительно оценены. Оценки Михаила Мишустина и и.о. первого вице-премьера и министра финансов Антона Силуанова совпадают — 450 млрд руб. в год. Откуда новое правительство будет мобилизовывать такие деньги, понятно пока не до конца. В Послании подчеркивается продолжение моратория на рост налогов на бизнес. Это, конечно, не значит, что фискальный пресс совершенно неприкосновенен, но такой источник средств все-таки остается ограниченным. В том же Послании сказано и о том, куда должны направляться инвестиции из Фонда национального благосостояния (ФНБ), и здесь нет места чисто социальным расходам. Приоритет расходования средств ФНБ совсем другой: это, прежде всего, «окупаемые проекты, которые снимают инфраструктурные ограничения для территорий». Значит, главный способ изыскания дополнительных средств — перераспределение расходов.

Самый же интересный вопрос: как экономика отзовется на такой рост социальных расходов? Первой реакцией должен быть рост потребительского спроса. А это оживит экономический рост. Правда, в галоп он все равно не перейдет. По оценке главного экономиста Альфа-банка Наталии Орловой, в результате в 2020 году российский ВВП вырастет не на 1,4, а на 1,8%. Оборотной стороной роста потребительской активности населения может стать оживление инфляции, но это никакой угрозы представлять не должно: пока рост цен отстает от ожиданий ЦБ. А вот рубль, окрепший в 2019 году, особенно в декабре, получит повод несколько снизиться.

А что изменится в механизме регулирования экономикой? Пока о новом составе и структуре правительства говорить рано. Сам Мишустин обещает существенные изменения. Но эксперты уверены, что ключевые фигуры прежнего кабинета останутся на своих местах. В этих условиях внимание некоторых наблюдателей смещается на ЦБ. Нет, кадровых перестановок там не ожидается. ЦБ независим, в том числе и от правительства, и Эльвира Набиуллина не пополнила ряды невольных отставников. Но ведущий аналитик ИК QBF Олег Богданов интерпретирует президентское Послание следующим образом: раз решать основные проблемы российской экономики (повышение доходов населения и увеличения темпов роста выше мирового уровня) вместе с правительством должен и Банк России, это может означать, что «теперь изменилась основная задача ЦБ: от таргетирования инфляции он «должен» перейти к таргетированию экономического роста».

В президентском Послании действительно говорится о том, что за решение основных экономических задач, таких как «повышение доходов населения», «запуск инвестиционного цикла», «повышение темпов экономического роста», а они уже в 2021 году должны у России быть выше среднемировых, отвечают и правительство, и ЦБ. Есть в Послании и такая установка: «Для уверенного роста инвестиций экономике нужны так называемые длинные деньги. Это мы все хорошо знаем. Это прямая ответственность Банка России».

Но таргетирование инфляции никогда не было единственной задачей ЦБ. 15 января выступившая на Гайдаровском форуме первый зампред ЦБ Ксения Юдаева подчеркнула повышение значения макропруденциальной политики, которую проводит ЦБ. Речь идет о политике, направленной на своевременное выявление рисков, с которыми может столкнуться финансовая система страны, а к этим рискам относится, в частности, и риск падения производства. Принципиально важно даже не то, как расставляются приоритеты ЦБ, а кто их расставляет. Сегодняшний уровень независимости ЦБ — важнейшая характеристика российской экономической политики в целом. И признаков того, что этот уровень будет снижен, в Послании нет.

Источник: mk.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

18 + 6 =