Государство продолжает обкрадывать экономику: теория «эффективных менеджеров» ущербна

Замораживание доходов в резервных фондах тормозит развитие страны

Незадолго до Нового года в интервью РИА «Новости» глава Счетной палаты, бывший руководитель Минфина РФ Алексей Кудрин рассказал о том, как решение стоявшего тогда во главе правительства Владимира Путина якобы помогло спасти экономику страны в кризис 2008–2009 годов. «Он единственный, — подчеркнул Кудрин, — может быть, вопреки многим позициям поддержал создание в свое время Стабилизационного фонда, потом Резервного фонда, потом Фонда национального достояния». К сожалению, это мягкое напоминание не совсем точно.

Государство продолжает обкрадывать экономику: теория «эффективных менеджеров» ущербна

Алексей Меринов. Свежие картинки в нашем инстаграм

Сейчас, после того как правительство ушло в отставку, считаю необходимым вернуться к тем словам Кудрина и проанализировать, что за ними стоит. Действительно, в 2002 году якобы для сбережения нефтяных доходов в России был создан Стабилизационный фонд, призванный аккумулировать доходы, образующиеся за счет превышения цены на нефть над базовой, и подлежащие обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цены на нефть. Эти средства, к сожалению, с момента их образования не работали на экономику России, а вкладывались в ценные бумаги, которые номинировались в иностранных валютах или лежали на счетах иностранных банков.

Обосновывая создание Резервного фонда РФ и размещение его в ценных бумагах развитых стран, А.Кудрин считал, что объем денежных средств к 2015 году может составить ни много ни мало 48,5% ВВП, а к 2020 году — свыше 70% ВВП: «будет накоплена сумма, достаточная для страхования бюджета на случай падения цен на нефть и газ». Еще более жестко эту позицию Кудрин подтвердил в июне 2007 года: «Ни в коем случае нельзя инвестировать средства фондов в России».

К сожалению, эта позиция российского министра финансов не была его теоретическими изысками, а являлась прямой рекомендацией «классического использования» нефтегазовых доходов, предложенной России специалистами Всемирного банка. В докладе ВБ «Об экономике России», опубликованном в апреле 2006 г., рекомендовалось прекратить простое накапливание нефтяных доходов в Стабфонде, а начинать зарабатывать деньги. «Не нужно бояться инвестировать Стабфонд в акции», считали во Всемирном банке: «…доходность многих зарубежных акций имеет отрицательную корреляцию с динамикой цен на нефть». Проще говоря, когда мировые цены на нефть падают, эти акции, наоборот, растут в цене.

«Если правительство России инвестирует фонд в соответствии с предложенным сценарием и ничего не будет тратить до 2030 года, — отмечалось в докладе Всемирного банка, — благосостояние России увеличится на дополнительные 818 млрд долл. США, при этом объем фонда увеличится до 2,29 трлн долл. США, или составит 43% прогнозируемого в 2030 году ВВП. Мало того, «даже в случае отказа от инвестирования фонда к 2030 году его накопления составят 1,47 трлн долл. США (в ценах 2006 г.)». Тогдашний вывод экспертов Всемирного банка таков: сегодня тратить Стабфонд на инвестиции внутри страны нельзя, это будет в ущерб экономике России, а вот за пределами 2030 г. можно, это будет эффективно.

Другими словами, позиция министра финансов России А.Кудрина, убедившего правительство вкладывать деньги Стабилизационного фонда в ценные бумаги иностранных банков, полностью соответствовала рекомендациям Запада.

Между тем четырехлетняя практика показала, что замораживание определенной части российских доходов и неиспользование их государством для выполнения своих функций — есть сознательное искусственное торможение экономического роста. Более того, выведенные из доходов бюджета российские финансовые ресурсы, инвестируемые в ценные бумаги западных стран, явились не чем иным как вывозом из страны природной ренты в интересах зарубежных транснациональных корпораций и западных государств (прежде всего США), что явно противоречило интересам национальной экономики.

С 1 января 2008 года Стабилизационный фонд был ликвидирован, чтобы перейти, как объяснял А.Кудрин, «к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами». Средства фонда к этому времени достигли величины 3539,7 млрд рублей и были направлены в Резервный фонд (3069,0 млрд рублей) и Фонд будущих поколений (481,5 млрд рублей).

В чем же состояла новая «особая методология», «особые принципы» бюджетирования по Кудрину?

Эти выделенные из бюджета нефтегазовые доходы разбивались на три потока — нефтегазовый трансферт, Резервный фонд и Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния).

Нефтегазовый трансферт представлял собой часть средств федерального бюджета, используемых для финансирования ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазовых доходов и средств Резервного фонда.

Резервный фонд был предназначен для компенсации выпадающих доходов федерального бюджета при значительном снижении мировых цен на энергоресурсы.

Фонд будущих поколений (Фонд национального благосостояния) формировался в целях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу.

С экономической точки зрения «новый механизм» бюджетирования, переход «к более сложному механизму управления нефтегазовыми доходами» стал не просто новым искусственным фактором торможения экономического роста, но и механизмом манипулирования бюджетными и внебюджетными средствами.

Так, уже в 2008 году объем финансовых ресурсов, изъятых из экономического оборота, составил огромную величину — 3539,7 млрд рублей, или 10,1% ВВП, в 2009 г. — 10,6% и в 2010 г. — 10,3%. Это более чем половина доходов федерального бюджета, да еще имеющая тенденцию к росту.

Другими словами, политика искусственного ограничения бюджетных расходов и изъятие из национальной экономики значительных денежных средств продолжились с «новыми» фондами и еще в большем объеме.

Государство, изымая средства и обеспечивая якобы «независимость экономики от нефтегазового сектора», фактически препятствует межотраслевому перетоку капитала, «замораживает» существующую структуру национальной экономики, а именно — сырьевую ее направленность.

Вывод: если созданные Стабилизационный фонд, потом Резервный фонд, потом Фонд национального благосостояния выводились из доходов бюджета, инвестировались в ценные бумаги западных стран в интересах зарубежных транснациональных корпораций и государств, то они не играли «решающей роли в кризис 2008–2009 года… в спасении экономики, социальных расходов», как пытается убедить сегодня россиян и президента В.Путина «финансовый менеджер» Алексей Кудрин.

Главное направление использования выведенных из бюджета средств — инвестирование их в ценные бумаги и акции иностранных компаний, по словам А.Кудрина, «мы покупаем услугу по сохранению фонда». Покупаем услугу за рубежом! Посчитаем эффективность подобной услуги.

Доходность от «управления» средствами фондов (в ценные бумаги развитых стран) едва превышает 2% годовых. Однако сумма внутреннего заимствования практически сопоставима с суммой пополнения Резервного фонда, направляемой из нефтегазовых доходов. Другими словами, Резервный фонд фактически пополняется за счет внутренних заимствований, где процентные ставки в среднем равны 6%. Отечественные же предприятия для своего развития вынуждены привлекать иностранные займы, в валютном исчислении в разы превышающие вложения средств фондов в иностранные ценные бумаги. Вот вам и эффективность использования резервных фондов! Не видеть подобных перекосов экономист, а тем более министр финансов, не может. Это явно антинациональная политика, направленная на сознательное торможение экономического роста и снижение уровня благосостояния населения. Над экономикой нашей страны фактически проводился эксперимент в общегосударственном масштабе, ущербность которого вполне просчитывается.

К сожалению, эта «новая теоретическая концепция» замораживания нефтегазовой составляющей российских доходов продолжает использоваться учениками А.Кудрина — «эффективными менеджерами» правительства и ЦБ на протяжении вот уже более десяти лет.

Сегодня объем Фонда национального благосостояния (ФНБ) составляет 7,9 трлн рублей, или 7,1% ВВП, а к концу 2022 года, как это определяется федеральным бюджетом, объем фонда практически удвоится, перевалив за 12% ВВП. Тем самым он фактически превысит объемы государственного и корпоративного внешнего долга, что с точки зрения теории экономического роста лишено смысла.

Государство продолжает обкрадывать, обсчитывать экономику, продолжает формировать модель экономики торможения. Президент Путин на встрече с членами правительства (теперь уже бывшего) по итогам 2019 года особо подчеркнул, что «…тех темпов роста, которых мы достигли, нам недостаточно. Нужно сделать все, чтобы увеличить темпы, улучшить структуру экономики и качество».

Между тем Россия, продолжая следовать неолиберальной модели экономического развития, под предлогом мнимой борьбы с инфляцией усиленно выводит так называемую «избыточную ликвидность», наращивая золотовалютные резервы, фонды, подпитывая финансами экономики развитых стран.

Читайте также: Кудрин высказался о предложенных Путиным поправках в Конституцию

Источник: mk.ru

Оставить комментарий

Ваш емайл не будет опубликован.

девятнадцать + 15 =